Как поменять все, не поменяв ничего: обзор на Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Отписаться
Как поменять все, не поменяв ничего: обзор на Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty


Есть одна хорошая поговорка: «Все новое – это хорошо забытое старое». И чем старше и мудрее (ха-ха) я становлюсь, тем больше и больше я убеждаюсь в ее истинности. То, что мы повседневно встречаем в медиа-индустрии как минимум наполовину (а иногда и на все 100%) состоит из заимствований. Некоторые заимствования производятся в открытую и со ссылкой на первоисточник (как, например, Overlord и Dungeon Keeper, Torchlight / Dungeon Siege / Titan Quest и прочие Sacred и Diablo). В некоторых случаях происходит так называемый перезапуск серии, когда пытаются сделать то же самое, но по другим лекалам (X-Com, Tomb Raider, Devil May Cry). Другие авторы копируют сами себя, выпуская однотипные проекты по шаблону. Сюжеты для таких игр высасываются из пальца, для галочки. Глядя на них, стеб South Park’а над Гриффинами с участием ламантинов приобретает вполне реальную и очень печальную подоплеку.

Но в то же время, как говорится, пипл хавает. Call of Duty, Assassin’s Creed и некоторые другие проекты ААА-класса создают негативную практику делания денег на имени первых, не таких уж плохих и более оригинальных проектов, которая в интернет-субкультуре получила меткое название «конвейер». А существует особый вид заимствования, когда все, что происходит на экране, мы уже видели и слышали. Однако игроделами такой повтор кладется в основу и на нем строится весь нарратив. Речь,конечно же, идет о Metal GearSolid 2: Sons of Liberty.



Сразу оговорюсь, что играл я в РС-версию игры, получившую подзаголовок Substance. Однако, пошарившись по нитям всемирной паутины, я не нашел сколько-нибудь больших отличий в версиях для консоли и пека, не считая нескольких режимов, к основному игровому процессу отношения не имеющих. Так что в дальнейшем я буду называть объект своего пристальнейшего внимания просто MGS2.




Как я уже писал, первый MGS произвел мегафурор. Большинство игровых изданий и просто обычных игроков возносили игру до небес и требовали еще и еще. Перед Кодзимой стояла очень серьезная задача, так как одна из главных проблем при создании сиквелов – это неизбежное сравнение с предыдущими играми серии. И, естественно, фанаты хотят того же самого, но побольше и получше. И Konami придумали, опять-таки, гениальный коммерческий ход, который органично вписался в концепцию вселенной Metal Gear и дал фанатам то, чего они ждали. Кодзима решил исполнить Metal Gear Solid на бис...




И у него это получилось, правда, между фанатами произошел такой же серьезный раскол, как между православной и католической конфессиями. Одни возносили игру до небес и называли вершиной серии, другие обвиняли в безбожном самоплагиате и отсутствии новых идей. Давайте попробуем разобраться в этом конфликте «лаверов» и «хейтеров» (не Дэвидов).




Самые большие претензии у хейтеров были именно к сюжету. Во-первых, он стал еще более сложным (хотя на первый взгляд кажется, что сюжет замутнее и запутаннее, чем в первом MGS придумать уже нельзя). Здесь вас ожидает захват заложников, включая президента, и угроза экологической катастрофы, а в конце игры так вообще, мировой заговор искусственного интеллекта с целью погрузить недоразвитые человеческие умы информационную «матрицу» а-ля Братья-Сестры Вачовские, где тепло, светло, не кусают мухи и не надо думать. И все это намешано в такой винегрет, что даже после нескольких прохождений остается очень много вопросов.

Сюжет (а для меня он в играх серии MGS является главным и наиболее жирным плюсом, так как я обожаю интересный сюжет, и за его наличие игре готов простить все) отвечает на некоторые вопросы, которые поставила перед нами 1-я часть, но в то же время поставила миллион новых, так что принцип гидры сработал на полную катушку. В связи с этим сразу вспоминаются неоднозначные для восприятия происходящего фильмы, такие как "Фонтан", "Олдбой" (оригинальный корейский, а не унылая поносность, приправленная Джошом Бролином) и Револьвер (единственный фильм, в котором Стэтхем хотя бы попытался сыграть личность), когда остается некая тайна, которую ты хочешь разгадать, но не можешь, во многом потому, что сами авторы не знают ответов на поставленные ими же самими вопросы.




Во-вторых, и это вызвало наиболее острые рези в районе органов дефекации, это общая сюжетная канва с первым MGS. Смотрите сами: есть определенное место (BigShell и ShadowMoses),захваченное группой террористов (FoxHound и Dead Cell). Устранять ситуацию направляют бойца-одиночку, который прибывает на базу под водой. Его задача является спасение заложников (Donald Anderson, Kenneth Baker и Mr. President) и разведка. В ходе разведывательной операции он встречает на базе напарника (Meryl Silverberg и Iroquois Plisken), который периодически помогает нам в выполнении задания. Помимо террористов на базе присутствует третья сторона в лице кибер-ниндзя (GrayFox и Mr. X) и некоего неустановленного лица, сообщающего полезную информацию по кодеку (Deep Throat).

По ходу выполнения задания наш бравый боец попадает в плен, из которого сбегает при посторонней помощи. И заканчивается все неизменной схваткой с очередной версией Metal Gear и главгадом. Сходств очень много, скажете вы. Но если посмотреть на Metal Gear и Metal Gear 2 что мы увидим? Базу,наполненную врагами и заложниками, скрывающую у себя в недрах гигантское ходячее оружие массового уничтожения, ведомую опять-таки главгадом (причем, с учетом некоторых условностей вселенной, главгад во всех 4 рассматриваемых мной играх один, по крайней мере, с идентичным ДНК). Согласен, сходств меньше, но ведь они очевидны. И про плагиат никто, почему-то не вспомнил. На мой взгляд, это особенность серии в целом, так как ситуации, в которых могли бы пригодиться таланты Солида Снейка, в целом однотипны. Это все равно, что обвинять организаторов Олимпийских игр в том, что они каждые 4 года устраивают одни и те же соревнования, но ведь это не так. Правила и условия одни – но наполнение благодаря обстановке и действующим лицам совершенно разное.




И вот мы дошли до финального сражения и начинаем смотреть, наверное, самый длинный ролик за всю историю игровой индустрии, где нам начинают разжевывать, что все, что происходило на Big Shell, да и вообще на планете земля неболее чем... здесь мог бы быть спойлер... И вот тут-то мы понимаем, откуда ноги растут у самоповтора. Не все оценили подобный сюжетный ход, но вот то, что он очень оригинален сам по себе – это, как мне представляется, бесспорно, что уже достойно восхищения от варящего котелка Кодзимы. Респект тебе, чувак!




Раз уж мы заговорили о действующих лицах, то это второй объект нападок хейтеров на игру. Кодзима сделал очень смелый шаг – отодвинул Снейка на второй план. За уже полюбившегося всеми Твердого змея нам дадут поиграть только в прологе (что в среднем занимает около 10-20% от общего игрового времени в зависимости от скорости прохождения). В остальное время мы будем играть за некоего Райдена. Я могу понять, почему он поначалу вызывает неприятие, так как контраст со Снейком очень уж яркий. Снейк – опытнейший боец, ветеран 3 сложнейших операций, хладнокровный профессионал и диверсант до мозга костей. Райден же – юнец со смазливой мордашкой в духе аниме, с полным отсутствием (как утверждается) полевого опыта и имеющий представление о такого рода операции по времени, проведенном в виртуальной реальности. При первой же возникающей сложности он принимается ныть о том, что это я не знаю и это я не умею. Если бы он снимался в порнофильме, то это могло выглядеть примерно так:

— Райден, ты должен оприходовать эту женщину.
— Полковник, я не могу, ведь яникогда в реальной жизни не занимался сексом!
— Райден, кроме тебя никто не может этого сделать. К тому же, у тебя большой опыт в VR-симуляции и онанировании в подростковом возрасте, да и вообще, инстинкт размножения у тебя заложен на генетическом уровне, так что ты должен справиться. Это приказ!




Однако ближе к концу игры мы узнаем довольно-таки шокирующие подробности из его детства, которые заставляют нас по-новому взглянуть на его поведение и по-другому расставить акценты. В целом же, как персонаж, Райден не плох. Просто шпионские миссии – это не его стихия. Открывшиеся в нем в ходе финальной схватки таланты привели к тому, что мы получили неплохой Metal Gear Rising: Revengeance, где Райден в качестве главного героя смотрится куда более органично и эффектно.




Добавляет накала процесс сохранения. Как и в Metal Gear Solid,оно осуществляется посредством звонка определенному человеку по кодеку. Но если в первой части это была Мей Лин, девушка, обладающая просто неисчерпаемым запасом китайских пословиц, которые было очень интересно слушать (кстати, Кодзима клево потроллил над самим же собой в прологе MGS 2, когда китайские пословицы изрекал Отакон), то во второй части это девушка РайденаРоуз. И вот она-то меня жестко раздражала. Во-первых, она самый хреновый конспиратор из всех. Если полковник в целях сохранения инкогнито называет главного героя его кодовым именем (которое, кстати сказать, изначально было Снейк), то она его кроме как Джек (настоящее имя) не называет, хотя ей четко сказали, что на время задания существует только Райден.

В-третьих, Райден какбэ находится на смертельно опасном задании (которое, кстати нужно выполнить в кратчайшие сроки) и может умереть в любой момент. Чтобы выжить ему нужно полностью сосредоточиться на своей миссии, а она норовит повыяснять отношения, предаться ностальгическим воспоминаниям, позадавать главному герою каверзные вопросы, чтобы, услышав ответ, на него обидеться, и допытывать расспросами на тему «А ты помнишь, какой завтра день?» (кстати, вот здесь меня поразила тупость Райдена, так как подобного рода вопросы от девушек в 90% случаев предполагают ответ из серии «Это день, когда мы впервые...». Можно было тупо угадать). Я бы с большим удовольствием просто забил бы и не общался бы с ней, но сохраняться-то ведь надо.




Хочется отметить, что большинство разговоров в этой игре происходит все-таки, так сказать, непосредственно, а не через кодек, так как контакт-лист довольно мал и по ходу игры некоторые люди из него выбывают. Больше всего придется общаться с полковником Роем Кэмпбеллом (ну да, конечно), который на удивление сух и невыразителен как... машина. В поле нашим главным собеседником будет Ирокез Плискен. И вот с ним-то Кодзима не смог по-человечески обыграть интригу. Любой человек, который играл в MGS 1 и по внешности, и по голосу (спасибо Дэвиду Хейтеру) сразу поймет, кто это. Тем более что нам за него же еще и дают поиграть. Неужели в Konami думали, что игроки настолько недалеки, что не узнают Солида Снейка Хоть бы маску на него напялили, ей Богу.




Теперь хотелось бы поговорить о наших врагах. Противостоит нам террористическая группировка Dead Cell при поддержке злых русских под предводительством дочки генерала с типичной «русской» фамилией Гурлюкович. Для японцев видимо, нет разницы между русскими и евреями. Такая маленькая месть, за то, что мы гребем под одну гребенку японцев, китайцев, корейцев и прочих вьетнамцев. Персонажи получились намного более картонными, чем в первой части. Собственно говоря, удались только наши старые знакомые Оцелот / Ликвид (его незабвенное Brother! я буду помнить очень и очень долго). Но это скорее инерция.




Новые же персонажи вышли не очень. Fatman ничего кроме припадков гомерического хохота не вызывает. Лысая туша, летающая по крыше на роликах, призывающая смеяться и толстеть – ну это конечно бред. В нем нет ни грамма смысла – одна банальная мания быть самым-самым.




Fortune – депрессивная рефлексирующая девушка с пушкой Теслы, дочка погибшего в прологе военного. Обладает необъяснимой (особенно в свете финальных событий) способностью: пули обтекают вокруг нее, как поток вокруг скалы. И наш Райден остался в живых после встреч с ней не благодаря своим боевым качествам, а тупому везению. В первый раз она очень расстроилась из-за того, что вокруг нее все умирают и позволила Райдену уйти. Во втором случае, Снейк остался сражаться с ней вместо Райдена (правда, даже у него не получилось ее одолеть).




Vamp – вот здесь уже начинается что-то интересное. Вообще, во вселенной Metal Gear Кодзима любит заигрывать со сверхъестественным: возрождение Грей Фокса, телепатические способности Психо Мантиса, способности доппельгангера у Декоя Октопуса. И вот видимо вспомнили про произведения Брэма Стокера, Стивена Кинга и других именитых писателей. Vamp, как можно догадаться, настоящий вампир: пьет человеческую кровь, обладает нечеловеческой скоростью, ходит по воде аки Иисус Христос и, самое главное, бессмертный. Причем вообще бессмертный. В этой части Райден убивает его трижды, и все же он снова является нам в MGS4. Он холоден, расчетлив, обладает некоторой харизмой и вкрадчивым голосом. Из новых персонажей он, наверное, самый удачный.



Главный же антагонист – Solidus Snake. В серии игр он является последним Снейком-антагонистом, хотя Кодзима мог придумать, как минимум, еще Liquidus’a, но во время остановился и спасибо ему за это. Клонов Биг Босса в игре и так больше, чем необходимо. Бывший президент, он обладает неплохим умом, но желание досадить Патриотом делает его слепцом и марионеткой в руках... здесь мог бы быть спойлер... Поэтому как рулевого злодея и достойного соперника его воспринимать не получается при всем желании. К тому же, его план, мягко говоря, неоригинален и вызывает лишь зевоту. Могли бы уделить главному злодею и побольше внимания.




Также в игре на короткое время появляется еще один новый персонаж, приоткрывающий интересные моменты из прошлого Отакона. Это, конечно же, его сестра, Эмма Эммерих, которую сам Хэл ласкового называет «И.И.». Ну что взять с хакера, везде видит искусственный интеллект. На мой взгляд, их встреча является одним из самых драматичных моментов в игре. Не по важности для сюжета, а по эмоциональному накалу. Их разговор и последующая реакция Отакона кому-то может показаться ненужными в шпионском боевике соплями, некоторые проведут параллели со Снайпером Вулф, но по мне так момент очень классный и даже из такого черствого сухаря, как я, он выдавил слезу. Ну, почти.



Теперь немного о геймплее. Онпрактически не изменился. Все те недостатки стелса, которые я описывал в обзоре MGS1, на месте и по-прежнему цветут пышным цветом: вид сверху, перманентный бег, большое количество экшн-сцен и отвратительное управление. Но так как у Райдена уже в этой части есть задатки кибер-ниндзя, он может ловким сальто перевеситься через перила и обратно, а также колесом а-ля Нео перепрыгивать небольшие обрывы. В связи пространственными перемещениями меня бесил один момент, когда после первой встречи с Солидусом (да-да, привычный «летающий» босс) разворотило основной путь дальше. Однако до пункта назначения можно добраться по трубе. Учитывая, что управление, повторюсь, ужасное, этот эпизод для криворукого меня, играющего на клавиатуре, превратился в сущий ад. Труба тонкая, если подойти слишком близко к краю, то Райден, как заправский мешок, с дикими воплями (и под дикие вопли Кэмпбелла или Роуз) скатится вниз и утонет. Сохраниться по ходу следования к следующей секции нельзя, поэтому любое падение отправляет нас в самое начало этой импровизированной полосы препятствий. Какого фига! Я же не в каких-нибудь Psychonauts играю,а в тактическую шпионскую игру!




К элементам игры добавилась очень «интересная» игра «разминируй проход, не то умрешь». На высоком уровне сложности количество «зеленых огоньков», которые необходимо вырубить, может составлять сэм-восэм штук, причем некоторые из них находятся на подвижных поверхностях. Был бы это шутан, то вопросов нет. А здесь, учитывая, что мышка находится в спячке, целится приходиться на WASDе, что не есть удобно. Пропустишь хотя бы один элементик – бум. Не критично, конечно, но на ложечку дегтя тянет.




Теперь о моем любимом объекте негатива – бэктрекинг. Слава Богу, его стало меньше. Я думаю, это заслуга архитектуры Big Shell – две башни, вокруг которых в форме шестигранника располагаются башенки
поменьше, и более органичного сочетания геймдизайна и повествования. В итоге, модель перемещения по водоочистной станции представляет собой некую восьмерку, что превращает бэктрекинг фактически в форвардтрекинг, ведь двигаясь назад, мы перемещаемся вперед по сюжету, а не ищем в пройденных местах что-то, что могло бы пропустить нас дальше.



Если говорить о графике, то она стала заметно лучше. Появилась какая-никакая анимация, перемещаться модельки стали более реалистично. Sephiroth в своем топе разочарований писал, что цветовая гамма довольно уныла. Соглашусь, но это скорее черта всей серии в целом, так как место действия – различного рода закрытые базы. Хотя момент, когда Райден и И.И. выходят к понтону во время заката, очень даже красив.




Музыка по сравнению с первым MGS потеряла свою выразительность и просто играет фоном, не могу отметить ни одной мелодии, которая бы запомнилась.



Что же мы имеем в сухом остатке Как сиквел MGSневажно. Много вторичных элементов в сюжете (некоторые чересчур перемудрены), невнятные антагонисты, Солид Снейк ушел на второй план (хотя в происходящих событиях он играет очень важную роль). Но именно тот факт, что эта игра называется Metal Gear Solid и оказала медвежью услугу. От каждого проекта люди ожидают чуть ли не чуда, откровения, от которого выпучиваются глаза и взрывается мозг. И неоправданные ожидания порождают негатив. А если рассматривать MGS 2 как самодостаточный проект, то это игра очень высокого класса, не без недостатков, конечно, но уж точно не хуже первой части.

Все присутствующие элементы выполнены просто здорово, это факт. Графика заметно улучшилась, модель геймплея отточена и налажена как часы (хотя я по-прежнему не считаю игру стелсом в моем понимании), сюжет, несмотря на его вторичность, способен увлечь и в некоторых местах хочется присвистнуть и сказать: «Да, не ожидал». Такого вау-эффекта, как в Metal Gear Solid, конечно, нет, но, если говорить объективно и называть вещи своими именами, я пока не знаю другой игры, которая сможет сравниться (в плане сюжета) с MGS, так что вменять игре, что она хуже, это все равно, что говорить, что «Хоббит» не сравнится с  «Властелином Колец» (речь идет об экранизациях). Это и так очевидно, но «Хоббит» как трилогия очень даже хорош и сам по себе ничем его не хуже. Поэтому не удивляйтесь, что оценки у MGS 1 и MGS 2 получились одинаковые. Ведь ни один игровой сайт не может обойтись без нелогичного и неадекватного недообзорщика))) (ну тут можно поспорить - Прим. ред.)




Всем, кто осилил сей набор буков и не бросил читать на половине, большое спасибо за внимание и терпение.


            



  • - Улучшенная графика;
  • - Старые знакомые на месте;
  • - Сильный, хоть и вторичный сюжет
  • - Снейк не главный герой;
  • - Отсутствие новых харизматичных антагонистов;
  • - Большое количество неприкрытого самоплагиата

Геймплей: 7/10

Звук: 8/10

Графика: 9/10

Сюжет: 10/10

9/10

  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

  • 2214
    +
    6
    -
    J@zz 2 июня 2015 года Прикрепить
    PruJner 3 июня 2015 ответить
    +
    1
    -
    lvl 60

    И вновь J@zz порадовал нас своим видением серии MGS в своем, без преувеличения, интересном и более чем развернутом обзоре. На этот раз у нас MGS2: Sons of Liberty, всем приятного ознакомления минимум с обзором, а лучше обзором и игрой!

    Superflex 3 июня 2015 ответить
    +
    1
    -
    lvl 1

    Спасибо, очень интересный обзор получился. Особо улыбнул момент с гипотетическими съемками порнофилма))

    Joseph 3 июня 2015 ответить
    +
    1
    -
    lvl 53

    В точку. Читать было очень интересно.
    Только 1 "но":
    - да как так? указать на второстепенность сюжета и второсортность сброда...извините, антагонистов - и не резануть сюжету оценку на пару баллов?
    А про управление не парься - все ПК порты МГСа - это лютый про*б!

    P.S. Ну ёпт - а как же эмуль на PS2 и обзор Пожирателя Змей?

    J@zz » Joseph 3 июня 2015 ответить
    +
    1
    -
    lvl 6

    Вторичность сюжета не эквивалентна его отстойности. Лично меня он порадовал хотя бы тем, что вполне изящно Кодзима выкрутился со всеми повторами. А оценку я не порезал потому что хотел, чтобы оценка была 9)))
    Насчет пожирателя змей - не знаю. Может и доберусь как-нибудь, но вряд ли в ближайшее время. Уж очень для меня важна целостность восприятия происходящего на экране. А учитывая, что русского перевода игры (именно игры, а не отдельно текста диалогов) я не встречал, + надо возиться с эмулем - то стимул к ознакомлению существенно ниже, чем с предыдущими более доступными и дружелюбными к криворукому и русскоязычному игроку частями серии.
    Но может быть кто-нибудь другой подымет знамя и понесет его в массы (как бы намекаю;)



    Лучшие — Top 250
  • 14. Batman: Arkham City
    9.451
    25 ноября 2011 года
  • 15. Heroes of Might and Magic III: Armageddon's Blade
    9.467
    30 сентября 1999 года
  • 16. Silent Hill 2
    9.453
    23 ноября 2001 года
  • 17. Half-Life
    9.46
    27 ноября 1998 года
  • 18. Fallout 2
    9.462
    30 сентября 1998 года

  • 22. Vampire: The Masquerade - Bloodlines 2
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 23. Once Upon a Time in Roswell
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 24. I.G.I. Origins
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 25. ATLAS
    100%
    31 декабря 2024 года
  • 26. Silent Hill: Townfall
    100%
    31 декабря 2024 года
  • Комментарии
  • Игра не впечатлила, лучше бы сделали Skyrim VI. В этой игре очень…
    0
    Shpinatio1989
    11 марта 2024 года
  • Довольно приятная пострелушка, но я считаю, что перехвалена.…
    0
    yarysha
    10 февраля 2024 года
  • Какой день уже играю в Теккен Волейбол, очень увлекательно.
    0
    NIK-S-PV
    7 февраля 2024 года
  • Очень страшный хоррор лично для меня. Если играть с громким звуком,…
    0
    Evgen_92
    4 февраля 2024 года
  • Очень классная атмосфера общения у костра в эпизодах. Неожиданные…
    0
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Вообще не понравилась. Я думал будет продолжение 1-й части, а тут…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Атмосфера русских посиделок в плацкарте, классное приключение,…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Раз 10 проходил) Все секреты находил и тд. Крутой шутер
    2
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Лучшая игра 2004 года. Новый движок с физикой удивил всех.. Жаль, что…
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Классная смесь хоррора с шутером, именно 1-я часть. Интересная история
    1
    Evgen_92
    3 февраля 2024 года
  • Тогда развожу руками... Пишите тогда список, чего добавить. Идей,…
    0
    TheTigerMan
    12 января 2024 года
  • Да я пробовал разные игры и с разных компов, результат один:(
    0
    NIK-S-PV
    12 января 2024 года

  • Наверх