Выезжала на берег "Катюша", сделав залп, послала всех домой
Как и в большинстве подобных историй, являясь большим фаном стратегий и тактики в частности, играл в свое время сутками в "Противостояние 3", не особо задумываясь почему игра несет номерной знак "3". В итоге нашлась игра под названием Counter Action (название на экспорт, русское название проще - "Противостояние") с дополнением "Опаленный снег", которые и являются соответственно первой и второй частью серии "Противостояние". Игра понравилась, игра достойная.
Как всегда понадоблось немало времени, чтобы найти в интернете более-менее стабильную версию и запустить ее на современной системе. Без эмулятора дело не пошло, поэтому по старинке воспользовался замечательным решением в виде DosBOX. В итоге на Win 8.1 x86 up1 - полет нормальный. Причем удалось найти позднее издание игры, в которой уже изначально присутствовало дополнение "Опаленный снег" со всеми роликами и музыкальным сопровождением, что значительно облегчило задачу.
Выбрав противоборствующую сторону нас сразу кидают в бурлящий поток военных действий. Сразу становится понятно, что строить базу и клепать юниты у нас не получится. В игре уделено внимание чисто военным действиям с ограниченным количеством юнитов. Искусственный интеллект при этом совершенно не прощает тактическмх ошибок, поэтому просто выделить все танки и пехоту и отправить в противоположную точку карты не получится. Враг умело обороняется и не подавив предварительно пушки и скопления вражеской техники на победу в сражении расчитывать не стоит.
Всевозможным тактическим приемчикам учишься в процессе прохождения на своем горьком опыте, переигрывать миссиии приходится достаточно часто. Потеря ключевых юнитов как тех же гаубиц или дальнобойных БМ-13 критична. Без поддержи артиллерии тут делать нечего, а численное преимущество в юнитах лишь визуальное. Но со временем учишься всевозможным маневрам и начинаешь понимать такие понятия как "атака с флангов", "окружение через ловушку", "артподготовка" и т.д.
Большое значение в игре уделено пехоте, которая является крайне медленным, но очень действенным и универсальным оружием. Отряды солдат хоть и являются пушечным мясом, но единственные юниты в игре, которые умеют максимально эффективно делать разведку на местности. Дело в том, что как такового "тумана войны" в игре нет, но юниты на карте не видны. Видны они лишь в момент стычек или преждевременном обнаружении пехотой в результате разведки. К тому же комбинированная атака пехотой и техникой вместе в ряды результативней, чем по отдельности. Все как в жизни.
Попадатся иногда и юниты, которые способны крайне точно и далеко уничтожать противника на расстоянии. Это так называемые "Береговые форпосты", которые боятся лищь отсутствия собственных боеприпасов. Кстати о боеприпасах. К сожалению, а может и к лучшему, большинство юнитов в игре имеют ограниченный боезапас, который пополнить не представляется возможным. В итоге группы "пустых" танков становятся вполне нормальным явлением, которые героически погибают, отправленными на разведку.
Как и в годы ВОВ, ключевую роль в сражениях играет авиация, которая присутствует и в данной игре. По разрушительности на единицу плошади бомбардировка превосходит даже знаменитые "Катюши", что собственно понятно. Грамотная разведка позволяет выявить огневые точки артиллерии и массивные скопления бронетехники, после чего смело вызываем авиацию. В зависимости от миссии, нам дают определенное количество вылетов.
Кстати о "Катюшах". Этот юнит за Советскую сторону делали с явной любовью и трепетом. Для нее даже создали отдельный звук залпов. Оружие очень мощное и при грамотном применении уничтожает просто таки немыслимое количество вражеской пехоты и техники. И это явный дисбаланс, так как у немцев подобные юниты отсутствуют, а танк "Тигр", являющийся альтернативным уникальным юнитом, несмотря на свою усиленную броню не способен составить конкуренции более юрким "Т-34". Стоит ометить, что радиус поражения от БМ-13 практичеки не ограничен, то есть можно стрелять от одной части карты до другой практически безнаказанно, что осложняет ее уничтожение, если игрете за Германию. Серьезно, например играешь за немцев и тайком перевозишь большую группу техники в обход укреплений врага и вдруг слышишь характерный "свист" реактивной установки. В этот момент начинается легкая паника и желание как можно быстрей отогнать танки в сторону.
Следует отметить, что после залпа артиллерией или той же "Катюши" они начинают быть видны для противника, то есть выдают себя. И тут уже начинается дуэль между вражеской и нашей артиллерией, когда побеждает тот, кто уцелеет. И если у пушек, которые обездвижены шансов уцелеть практически нет, то БМ-13 ездит от края до края карты в надежде миновать наказания. Если забыл отправить "Катю" и она стоит на месте, то считай ее больше нет.
Что интересно игру можо пройти абсолютной победой каждой из сторон. За немцев например в последней миссии предлагают уничтожить машину с Иосифом Виссарионовичем на борту в подмосковном штабе. Для этого необходимо незаметно окружить штаб диверсионными войсками и отрезать колону гражданских машин от охраны. На переправе вопрос будущего Советского союза решается. Немного необычно, учитывая что до этого миссии были вполне достоверными.
В целом игра оставила очень приятное впечатление после прохождения обоих кампаний. И все благодаря сложности что называется "на грани фола". Когда имея группировку в несколько десятков танков, артиллерии и кучи пехоты ты выигрываешь миссию последними двумя танками с практически закончившимся боеприпасом. Когда чувствуешь героизм отряда, оторый с помощью одной противотанковой пушки останавливает многочисленную группировку врага на мосту. Когда делаешь залп из "Катюши" и случайно накрываешь хорошо спрятанную позицию врага. Когда обходишь захваченный город с противоположной стороны с помощью пантонных мостов и ударяешь врага с тыла и таким примеров масса. И все это под очень бодрую музычку, вполне достойный вариант.
- Чистая стратегия и маневры, никакой экономики
- Десятки тактических вариантов уничтожения противника
- Множество юнитов с уникальными характеристиками
- Большинство заданий имеют под собой историческую подоплеку
- Очень даже достойная музыка
- Игра времен DOS, а значит игру еще нужно умудриться запустить через DosBOX
- Хардкорная сложность выполнения некоторых заданий
- Так как все действо на экране происходит крайне медленно, то от юзера нужен максимальный скилл терпения
Геймплей: 9/10
Звук: 9/10
Графика: 9/10
Сюжет: 9/10
Гы, увидел эту игру в "От Винта")